Только тогда станешь человеком,
когда научишься видеть человека в другом.
А. Н. Радищев
Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).
Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло.
Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. Идея толерантности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой полезности приходит культура человеческого достоинства.
В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа представляется необходимым использование комплексного, системного подхода к изучению личности ребенка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успешной социализации.
В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая обучение детей с особенностями психофизического развития. Количество специальных классов, классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах растет год от года, что свидетельствует о принятии этой формы обучения родителями и педагогическими коллективами школ.
Впервые интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития было организовано в нашей школе в 2017 году, когда был открыт один интегрированный класс полной наполняемости и два класса неполной наполняемости. В пункт коррекционно-педагогической помощи было зачислено 61 учащийся с ОПФР. Работали 3 учителя-дефектолога. Каждый учебный год школа пополняется новыми классами интегрированного обучения и воспитания, в которых обучаются дети с особенностями психофизического развития по различным образовательным программам специального образования, так же работает пункт коррекционно-педагогической помощи.
Имидж школьников с ОПФР в общественном сознании, как правило, негативный. Он формирует установку на изоляцию их от сверстников и общества в целом. Поэтому перед педагогами стоит задача устранить этот негатив.
На данный момент в ГУО «Средняя школа №34 г. Витебска обучаются 104 ребёнка с ОПФР. Из них:
- 65 учащихся получают коррекционную помощь в ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи);
- 37 учащихся получают коррекционную помощь в рамках класса интегрированного обучения и воспитания;
- 2 учащихся получают коррекционную помощь в рамках надомного обучения и воспитания.
В 2024/2025 учебном году открыто 10 классов интегрированного обучения и воспитания. Их них 8 классов полной наполняемости и 2 класса неполной наполняемости. На 1 ступени: 8 классов, на 2 ступени: 2 класс.
Дети с ОПФР обучающиеся в рамках интегрированного обучения и воспитания и надомного обучения ГУО «Средняя школа №34 г. Витебска»
- Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью ( 9 учащихся);
- Учащиеся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) (17 учащихся);
- Учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи (11 учащихся);
В организации интегрированного обучения и воспитания есть преимущества и риски
Участники | Преимущества | Риски |
Дети с ОПФР | сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребёнка в повседневной жизни коллектива;обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми; | сложности усвоения норм эмоционального поведения, незнание которых может сделать ребёнка ещё и социальным инвалидам; |