Интегрированное обучение

Только тогда станешь чело­веком,

 когда научишься видеть человека в другом.

А. Н. Радищев

 Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые по­степенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизичес­кого развития (ОПФР).

Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуаль­на. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значитель­но возросло. 

Современная система специаль­ного образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных де­тей, все дети обучаемы и им гаранти­руется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здо­ровых сверстников. Идея толерант­ности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой по­лезности приходит культура челове­ческого достоинства.

В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа пред­ставляется необходимым использо­вание комплексного, системного подхода к изучению личности ребен­ка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успеш­ной социализации.

В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспе­чивающая обучение детей с особенностями психофизического разви­тия. Количество специальных клас­сов, классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах растет год от года, что свиде­тельствует о принятии этой формы обучения родителями и педагогичес­кими коллективами школ.

Впервые интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития было организовано в нашей школе в 2017 году, когда был открыт один интегрированный класс полной наполняемости и два класса неполной наполняемости. В пункт коррекционно-педагогической помощи было зачислено 61 учащийся с ОПФР. Работали 3 учителя-дефектолога. Каждый учебный год школа пополняется новыми классами интегрированного обучения и воспитания, в которых обучаются дети с особенностями психофизического развития по различным образовательным программам специального образования, так же работает пункт коррекционно-педагогической помощи.

Имидж школьников с ОПФР в об­щественном сознании, как правило, негативный. Он формирует установ­ку на изоляцию их от сверстников и общества в целом. Поэтому перед педагогами стоит задача устранить этот негатив.

На данный момент в ГУО «Средняя школа №34 г. Витебска обучаются 104 ребёнка с ОПФР. Из них:

  • 65 учащихся получают коррекционную помощь в ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи);
  • 37 учащихся получают коррекционную помощь в рамках класса интегрированного обучения и воспитания;
  • 2 учащихся получают коррекционную помощь в рамках надомного обучения и воспитания.

  В 2024/2025 учебном году открыто 10 классов интегрированного обучения и воспитания. Их них 8 классов полной наполняемости и 2 класса неполной наполняемости. На 1 ступени: 8 классов, на 2 ступени: 2 класс.

Дети с ОПФР обучающиеся в рамках интегрированного обучения и воспитания и надомного обучения  ГУО «Средняя школа №34 г. Витебска»

  1. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью ( 9 учащихся);
  2. Учащиеся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) (17 учащихся);
  3. Учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи (11 учащихся);

В организации интегрированного обучения и воспитания есть преимущества и риски

УчастникиПреимуществаРиски
Дети с ОПФРсохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребёнка в повседневной жизни коллектива;обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми;сложности усвоения норм эмоционального поведения, незнание которых может сделать ребёнка ещё и социальным инвалидам;