Профилактика киберпреступности

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В настоящее время Интернет и компьютерные технологии стремительно проникают во все сферы жизнедеятельности человека.
С одной стороны, это открывает перед белорусскими гражданами и обществом ряд перспектив, с другой – влечет появление новых рисков и угроз. Так, бурное развитие телекоммуникационных технологий, стремительный рост числа электронных устройств и услуг, предоставляемых населению с использованием информационных технологий, привело к увеличению количества киберпреступлений.

Беларусь, как и другие государства, не может игнорировать принципиально новые риски, связанные с проистекающей информатизацией. Как отметил в ходе VI Всебелорусского народного собрания Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «не умаляя преимуществ, возможностей и перспектив, которые открыл человеку информационный мир, мы должны обратить внимание на его обратную сторону. Искусственную реальность, которая дала зеленый свет манипуляциям, обману, преступлениям, потворствует низменным инстинктам человека».

Вопросы цифровой трансформации преступности сегодня являются одними из наиболее злободневных. И от того, насколько эффективно удастся противостоять этому вызову, зависит не только защищенность прав и интересов граждан, но и информационная безопасность общества и государства. При этом универсальных подходов, позволяющих эффективно противодействовать высокотехнологичным преступлениям, не выработано ни одним государством мира.

Среди факторов, стимулирующих рост киберпреступлений, можно выделить следующие.

Опережающие темпы освоения сети Интернет в Республике Беларусь.

Уровень компьютерной грамотности граждан недостаточно высок, отстает от скорости внедрения тех или иных компьютерных систем в повседневную жизнь. Кроме того, многие граждане недостаточно ответственно относятся к защите и безопасности собственной информации и личных данных.

Ускоренный переход многих сфер общественных отношений, включая товарный и денежный обороты, в интернет-пространство, вызванный распространением коронавирусной инфекции Covid-19.

Развитие дистанционных способов совершения преступлений, при которых отсутствует прямой контакт между злоумышленниками и их жертвами, привело к тому, что киберпреступления ушли из физической реальности в онлайн-пространство. В целях противодействия данным правонарушениям, 26 марта 2021 г. в Республике Беларусь был утвержден Комплексный план мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию киберпреступлениям, профилактике их совершения, повышению цифровой грамотности населения на 2021–2022 годы.

Что такое киберпреступность?

Что относится к компьютерным преступлениям?

В настоящее время при характеристике компьютерных преступлений используется целый ряд понятий: «информационное преступление», «киберпреступление», «преступление в сфере компьютерной информации», «преступление в сфере высоких технологий», «виртуальное преступление».

Согласно действующему законодательству Республики Беларусь, в содержание понятия «компьютерная преступность» включают:

1) преступления против информационной безопасности (модификация компьютерной информации, несанкционированный доступ к компьютерной информации, компьютерный саботаж, неправомерное завладение компьютерной информацией, разработка, использование либо распространение вредоносных программ, нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети и др.);

2) хищения путем использования средств компьютерной техники;

3) изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера, в том числе с изображением несовершеннолетнего;

4) иные преступления, так или иначе связанные с использованием компьютерной техники: доведение до самоубийства путем систематического унижения личного достоинства через распространение каких-либо сведений в сети Интернет; разглашение врачебной тайны; незаконное собирание либо распространение информации о частной жизни; клевета; оскорбление; распространение ложной информации о товарах и услугах; заведомо ложное сообщение об опасности; шпионаж; умышленное либо по неосторожности разглашение государственной тайны; умышленное разглашение служебной тайны и др.

Таким образом, к компьютерным преступлениям относятся правонарушения, при совершении которых средства компьютерной техники выступают как орудия совершения преступления либо как предмет преступного посягательства.

В чем состоит цель киберпреступников?

Как правило, киберпреступники выдают себя за людей из действующих на законных основаниях организаций и учреждений, чтобы обманом вынудить граждан раскрыть личную информацию и предоставить преступникам деньги, товары и/или услуги.

Мишенью киберпреступников становятся информационные ресурсы, принадлежащие банковскому сектору, государственным органам и коммерческим организациям, а также конфиденциальная информация, персональные данные, имущество и денежные средства граждан.

Какие виды киберпреступлений

выделяют в отношении граждан?

Наиболее распространенным видом проявления киберпреступности является хищение денежных средств с карт-счетов граждан. Причем в большинстве случаев эти преступления становятся возможны в результате беспечных действий самих потерпевших, предоставивших реквизиты доступа к своим банковским счетам.

Преступники завладевают реквизитами, необходимыми для осуществления преступных транзакций, посредством следующих способов:

1. «Фишинг». Этот неофициальный термин происходит от английского «fishing» («рыбная ловля»). В качестве своеобразной «удочки» преступники используют специально созданный интернет-сайт с формой ввода на нем реквизитов доступа к банковскому счету, а в качестве «наживки» – некий сообщенный потерпевшему предлог для перехода на этот сайт и заполнения платежных реквизитов.

Например, преступник отслеживает на интернет-сайте kufar.by свежие объявления о продаже чего-либо. Просмотрев абонентский номер автора объявления, находит его в одном из мессенджеров (Viber, Telegram, WhatsApp) и вступает в переписку, якобы желая купить выставленный на продажу предмет. Затем пересылает в мессенджере ссылку на поддельную страницу предоплаты, где продавцу нужно ввести реквизиты своей карты для того, чтобы получить деньги от покупателя. При переходе по гиперссылке невнимательный интернет-пользователь может и не заметить подмены, так как подобные страницы визуально схожи с оформлением сайтов известных сервисов (Куфар, ЕРИП, CDEK, Белпочта, сайты различных банков и др.). Адрес поддельной веб-страницы также может напоминать реальный (kufar-dostavka.by, erip-online.com, belarusbank24.xyz, cdek-zakaz.info и др.). Если жертва «попадется на удочку» и заполнит форму, соответствующие реквизиты доступа к банковскому счету окажутся у преступника. Через считанные минуты злоумышленник осуществляет доступ к банковскому счету и переводит денежные средства на контролируемые им банковские счета или электронные кошельки, зарегистрированные на подставных лиц.

Гиперссылки на фишинговые сайты могут пересылаться не только в ходе переписки в мессенджерах, но и при общении в социальных сетях, а также размещаться на других сайтах, якобы что-то продающих или покупающих.

В последнее время участились случаи создания фишинговых сайтов, ориентированных под запросы пользователей в поисковых системах. Граждане попадают на них прямо из Google и Яндекса после запросов типа «Беларусбанк личный кабинет», «Белагропромбанк интернет-банкинг» и т.д. Увидев знакомый заголовок и логотип сайта в выдаче результатов поиска, но не удостоверившись в соответствии адреса сайта действительному доменному имени банковского учреждения, потерпевший заполняет открывшуюся форму авторизации, данные которой отправляются не банку, а преступнику.

2. «Помощь другу». Данный способ преступлений был наиболее распространен в 2017–2019 годах, но не потерял своей актуальности и сегодня. Сначала преступники путем подбора пароля или фишинга осуществляют несанкционированный доступ («взлом») к страницам социальных сетей (в основном – «ВКонтакте»). После этого иным пользователям, добавленным в раздел «Друзья» взломанной страницы, рассылаются сообщения с просьбой предоставить фотографию или данные банковской платежной карты под различными предлогами, например, чтобы срочно сделать какой-то безналичный платеж, так как карточка обратившегося якобы заблокирована. Также злоумышленник, скрывающийся под именем друга, может просить перевести ему на карту определенную сумму денег в связи с внезапным попаданием в сложную жизненную ситуацию. Доверчивый пользователь, полагая, что общается с настоящим владельцем страницы, переводит деньги либо сообщает преступнику реквизиты своей банковской карты (а зачастую – и код безопасности, высылаемый в SMS-сообщении банковским учреждением), после чего с его карт-счета похищаются денежные средства.

Справочно.

Еще одним видом мошенничества в социальных сетях, связанным с помощью другим людям, является деятельность фальшивых благотворительных фондов, которые осуществляют сбор денег на лечение. В таких случаях мошенники создают группу и распространяют информацию о том, что якобы нужны средства для лечения тяжелобольного человека (особенно часто – ребенка). Чтобы не попасться на удочку мошенников, необходимо всегда запрашивать документы и дополнительные сведения.

3. «Вишинг» происходит от английского «voice fishing» («голосовой фишинг» или «голосовая рыбная ловля»). Данный способ выражается в осуществлении звонка на абонентский номер потерпевшего или в его аккаунт в мессенджере (в основном, это Viber или Telegram). В ходе голосового общения преступник представляется работником банка или правоохранительного органа (МВД, КГБ, Следственного комитета) и под вымышленным предлогом (пресечение подозрительной транзакции, повышение уровня безопасности пользования картой, перепроверка паспортных данных владельца банковского счета и т.д.) выясняет у потерпевшего сведения о наличии банковских платежных карточек, сроках их действия, CVV-кодах (трехзначный код на обратной стороне карты), паспортных данных, SMS-кодах с целью хищения денежных средств. В ряде случаев злоумышленникам известны некоторые реквизиты банковских платежных карточек, а также анкетные данные лиц, на имя которых они выпущены.

В большинстве случаев при совершении звонков преступники используют IP-телефонию.

Справочно.

Упрощенно, IP-телефония – это система телефонной связи посредством сети Интернет, предоставляющая возможность осуществления звонков и голосового общения из специальных приложений с абонентами мобильных и стационарных телефонных сетей.

При таком входящем звонке жертва видит на экране мобильного телефона либо подменный номер, либо даже короткий номер банка: современные протоколы мобильной телефонии и различные компьютерные программы позволяют осуществлять подобные телефонные звонки. Свои услуги в этом предлагают различные платные сервисы и сайты.

Для того, чтобы достоверно установить, является ли номер, с которого поступил звонок, абонентским номером телефонной сети или идентификатором IP-телефонии, необходимо направить запрос (запросы) в соответствующие телекоммуникационные организации Республики Беларусь.

Последствия использования злоумышленниками подобного способа мошенничества бывают весьма печальными.

4. Свободный доступ к банковской карте. Не всегда для хищения с банковских счетов используются хитрые схемы. В ряде случаев причинами этого становятся утеря банковских карт, оставление их в легкодоступном месте, их передача иным лицам для осуществления разовых платежей. При этом увеличивает риск остаться без заработанных денежных средств хранение PIN-кода рядом с картой (например, записанным на бумажке в кошельке или на самой банковской карте).

Разновидностью подобного легкомыслия является хранение фотоизображений банковских карт или платежных реквизитов в памяти мобильного телефона, в почтовом аккаунте или дистанционном облачном хранилище. При несанкционированном доступе к такому хранилищу преступник получает и беспрепятственный доступ к банковскому счету его владельца.

5. Покупка с предоплатой. Наиболее примитивной, но от этого не менее работающей формой интернет-мошенничества является размещение преступниками на виртуальных досках объявлений, тематических сайтах, в социальных сетях, группах интернет-мессенджеров объявлений о продаже каких-либо товаров по «бросовым» ценам. Но для получения товара (якобы посредством почтовой пересылки или службы доставки) требуется перечисление предоплаты или задатка на указанные «продавцом» банковскую карту или электронный кошелек. Правда, после перечисления ожидаемый товар так и не поступает, а «продавец» перестает выходить на связь.

6. Шантаж. В некоторых случаях злоумышленники могут угрожать разглашением различных компрометирующих сведений с целью вымогательства. Например, получив несанкционированный доступ к Интернет-ресурсам (страницам в социальных сетях, переписке электронных почтовых ящиков и облачным аккаунтам) и завладев изображениями, не предназначенными для публичного просмотра, преступники вступают в переписку с потерпевшими, требуя разные денежные суммы и угрожая в случае отказа распространить их в сети Интернет.

7. Иные мошенничества. Также можно выделить еще несколько типов мошенничества, которые в недавнем прошлом зачастую успешно использовались на территории Республики Беларусь:

  • Просьбы пополнить счет определенного номера мобильного телефона или платежной карты в виде: «Мама, пополни счет на 20 рублей. Мне не перезванивай – позже перезвоню. Нужно срочно!».
  • Звонок с номера друга или родственника, в котором собеседник утверждает, что он сотрудник правоохранительных органов, просит вознаграждение, обещая предотвратить возбуждение уголовного дела в отношении близкого человека.
  • Когда мошенник звонит и сразу отменяет вызов. Перезвонив на отобразившийся номер, абонент слышит автоответчик или гудки, в это время со счета его мобильного телефона списываются деньги, так как вызов совершается с применением переадресации на платный номер.
  • Когда приходит SMS-сообщение о некоем выигрыше, после чего абоненту предлагают отправить платное сообщение в ответ или отправить небольшую сумму на банковскую карту для получения «лжевыигрыша».
  • Когда приходит SMS-сообщение с гиперссылкой, пройдя по которой пользователь запускает процесс скачивания вируса.
  • Когда поступает звонок от «представителя сотового оператора», во время которого злоумышленники предлагают перерегистрировать SIM-карту. При этом пользователь вводит специальный код или отправляет SMS-сообщение, после чего с баланса его мобильного телефона списываются деньги.
  • Когда приходит SMS-сообщение или поступает звонок, в ходе которого сообщается, что абонент не оплатил штраф. После этого человеку предлагается произвести его оплату, перечислив деньги на «специальный» расчетный счет или пополнив банковский счет.
  • Когда приходит SMS-сообщение с информацией о том, что платежная карта заблокирована, и указывается номер, по которому можно получить справку или помощь. После звонка у абонента запрашивают PIN-код, CVV-код (трехзначный код на обратной стороне карты), номер карты и другие данные, необходимые для снятия денег с банковского счета.

Какие способы мошенничества бывают в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Киберпреступления причиняют ущерб не только гражданам. Часто действия злоумышленников направлены на завладение денежными средствами юридических лиц (предприятий, учреждений и организаций) и индивидуальных предпринимателей. Но и здесь главным условием, дающим возможность совершения подобных злодеяний, является «человеческий фактор», т.е. грубые ошибки, допускаемые работниками: от руководителей до секретарей, бухгалтеров и менеджеров. Все чаще потерпевшими становятся те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют свою деятельность при помощи зарубежных контрагентов.

Среди наиболее типичных форм посягательств хакеров на денежные средства и охраняемую информацию юридических лиц являются BEC-атаки (от английского: «business email compromise» – компрометация бизнес-переписки).

Реализация подобной схемы хищения возможна посредством получения несанкционированного доступа к электронной почте одной из сторон сделки. В этой ситуации злоумышленники обладают информацией о предмете, условиях договора и могут вести переписку, не вызывая подозрения (в случае необходимости ими направляются дополнительное соглашение, счет-проформа (инвойс) с измененными реквизитами банковского счета и контактными данными представителей фирмы путем их «наложения» на подготовленные ранее и сохраненные в сообщениях документы).

Кроме того, имеются случаи, когда от имени белорусских субъектов хозяйствования после взлома их корпоративной почты в адрес зарубежных партнеров также направлялись письма, счета-проформы с измененными банковскими реквизитами. В результате денежные средства, причитающиеся белорусским предприятиям за произведенную (поставленную) продукцию, переводились на счета мошенников.

Также возможна ситуация, когда после согласования существенных условий контракта с зарубежным партнером, а в отдельных случаях и его подписания, на электронную почту организации (предприятия) преступниками направляется сообщение якобы от имени сотрудника иностранного контрагента об изменении реквизитов обслуживающего банка и необходимости перечисления денежных средств на новый счет. При этом адрес электронной почты мошенников имеет существенное сходство с реальным, что зачастую остается незамеченным. Последующая переписка уже осуществляется с киберпреступниками. Далее под предлогом оплаты товаров иностранных компаний и вследствие предоставления по электронной почте ложных банковских реквизитов на счета мошенников перечисляются денежные средства со стороны субъектов хозяйствования как государственного, так и частного сектора экономики.

Как не стать жертвой киберпреступления?

  1. Никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать реквизиты своих банковских счетов и банковских карт, в том числе лицам, представившимся сотрудниками банка или правоохранительных органов, при отсутствии возможности достоверно убедиться, что эти люди те, за кого себя выдают.

В случае поступления звонка «от сотрудника банка» необходимо уточнить его фамилию, номер телефона, после чего завершить разговор и самим позвонить в банк.

Необходимо принимать во внимание, что реальному сотруднику банка известна следующая информация: фамилия держателя карты, паспортные данные, какие карты оформлены, остаток на счете.

Не следует сообщать в телефонных разговорах (даже сотруднику банка), а также посредством общения в социальных сетях: полный номер карточки, срок ее действия, код CVC/CVV (находящиеся на обратной стороне карты), логин и пароль к интернет-банкингу, паспортные данные, кодовое слово (цифровой код) из SMS-сообщений.

В случае если «сотрудник банка» в разговоре сообщает, что с карточкой происходят несанкционированные транзакции, необходимо отвечать, что вы придете в банк лично, – все подобные вопросы нужно решать в отделении банка, а не по телефону.

ВНИМАНИЕ: помните, что сотрудники банковских учреждений никогда не используют для связи с клиентом мессенджеры (Viber, Telegram, WhatsApp).

  1. Для осуществления онлайн-платежей необходимо использовать только надежные платежные сервисы, обязательно проверяя доменное имя ресурса в адресной строке браузера.
  2. Не следует хранить банковские карты, их фотографии и реквизиты в местах, которые могут быть доступны посторонним лицам; это же относится к фотографиям и иным видам информации конфиденциального характера.
  3. Следует воздерживаться от осуществления онлайн-платежей, связанных с предоплатой и перечислением задатков за товары и услуги, благотворительной и спонсорской помощи в пользу организаций и физических лиц при отсутствии достоверных данных о том, что названные субъекты являются теми, за кого себя выдают.
  4. Не стоит перечислять денежные средства на счета электронных кошельков, карт-счета банковских платежных карточек, счета SIM-карт по просьбе пользователей сети Интернет.
  5. Для доступа к системам дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг), электронным почтовым ящикам, аккаунтам социальных сетей и иным ресурсам необходимо использовать сложные пароли, исключающие возможность их подбора. Стоит воздержаться от паролей: дат рождения, имен, фамилий – то есть тех, которые легко вычислить из общедоступных источников информации (например, тех же социальных сетей).
  6. При составлении платежных документов важно проверять платежные реквизиты получателя денежных средств.
  7. При поступлении в социальных сетях сообщений от лиц, состоящих в категории «друзья», с просьбами о предоставлении реквизитов банковских платежных карточек не следует отвечать на подобные сообщения, а необходимо связаться с данными пользователями напрямую посредством иных средств связи.
  8. При обнаружении факта взлома аккаунтов социальных сетей необходимо незамедлительно восстанавливать к ним доступ с помощью службы поддержки либо блокировать, а также предупреждать об этом факте лиц, с которыми общались посредством данных социальных сетей.
  9. Нельзя открывать файлы, поступающие с незнакомых адресов электронной почты и аккаунтов мессенджеров; не переходить по ссылкам в сообщениях о призах и выигрышах.
  10. Необходимо использовать лицензионное программное обеспечение, регулярно обновлять программное обеспечение и операционную систему; установить антивирусную программу не только на персональный компьютер, но и на смартфон, планшет и регулярно обновлять ее.
  11. Следует ознакомить с перечисленными правилами безопасности своих родственников и знакомых, которые в силу возраста или недостаточного уровня финансовой грамотности могут быть особенно уязвимы для действий киберпреступников.

Какие советы можно дать юридическим лицам, чтобы обезопасить себя от мошенничества?

  1. Выработать четкий план реагирования и ознакомить работников с перечнем сведений, относящихся к коммерческой, служебной и иной тайне.
  2. Исключить в своей деятельности использование бесплатных почтовых сервисов, а также принимать дополнительные меры защиты корпоративной электронной почты (подключение двухфакторной аутентификации, соблюдение требований к сложности пароля и периодичности его смены, использование антивирусного программного обеспечения).
  3. Неукоснительно соблюдать правила пользования системой дистанционного банковского обслуживания.
  4. Создавать резервные копии данных и хранить их на съемных носителях.
  5. Проверять правильность адреса электронной почты контрагента при получении и отправке сообщений, а также поддерживать контакт с его представителем и согласовывать ключевые вопросы дополнительно посредством иных средств связи (телефонных переговоров, использования факсимильной связи, мессенджеров и пр.).
  6. Не использовать рабочие устройства в личных целях, а служебные ящики электронной почты – для регистрации на торговых и развлекательных онлайн-площадках.
  7. Наладить строгий действенный контроль за соблюдением утвержденных мер информационной безопасности (соответствие программного обеспечения, проверка отсутствия несанкционированного доступа к внешним информационным ресурсам и т.д.).

Современный мир характеризуется динамичными глобальными процессами. Совершенствование информационной сферы и обеспечение ее безопасности становится одним из ключевых моментов, влияющих на общественное и государственное развитие Республики Беларусь.

В этой связи в нашей стране уделяется повышенное внимание обеспечению защищенности информационного пространства, информационной инфраструктуры, информационных систем и ресурсов. В частности, ответные векторы государственной политики обозначены в утвержденной 18 марта 2019 г. Концепции информационной безопасности Республики Беларусь. В то же время, как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в ходе VI Всебелорусского народного собрания, нужно не только более активно выявлять и пресекать экстремистскую, мошенническую и иную незаконную деятельность, но и активно работать над повышением информационной грамотности населения.

Вишинг, фишинг, с чем ещё могут столкнуться наши дети? В двадцать первом веке информационные технологии очень плотно вошли в наш мир и во много они позволяют облегчить нашу жизнь, но на ряду с положительными тенденциями возникает и ряд отрицательных. В первую очередь под угрозой находятся дети, которые с малых лет погружаются в современные возможности информационных технологий и могут стать, как жертвами «кибер-преступников», так и сами стать на тропу совершения противоправных деяний. Вишинг – один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии. Он заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную связь и выдавая себя за сотрудников банков (или правоохранителей, что особенно часто происходит в последнее время), под различными предлогами мошенники выясняют сведения о наличии банковских платежных карточек (далее – БПК), сроках их действия, CVV (CVC)-кодах, паспортных данных, смс-кодах с целью хищения денежных средств. В ряде случаев злоумышленникам известны некоторые реквизиты БПК, а также анкетные данные лиц, на имя которых они эмитированы. Фи́шинг – это вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям. Фишинг используется для получения доступа к учетным записям пользователей самых различных ресурсов, но зачастую он применяется для хищения данных пользователей торговых онлайн-площадок. Груминг – это вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью сексуального самоудовлетворения. Злоумышленник дистанционно нащупывает связь с ребенком через социальные сети, мессенджеры, онлайн-игры, электронную почту. Затем может вынудить ребенка прислать фотографии интимного характера, вовлечь в изготовление порнографических материалов, склонить к интимной встрече в реальности. Кибербуллинг – травля пользователя через все каналы сетевого общения: социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры. Проводить травлю могут как одноклассники, интернет-друзья и т.д., так и совершенно посторонние люди. Эта форма психологического террора может принимать разные обличия: оскорбления через личные сообщения, публикация и распространение конфиденциальной, провокационной информации о жертве; физическая агрессия и так далее. Причины кибербуллинга: чувство превосходства, зависть, чувство превосходства над соперником, чувство собственной неполноценности, самореализация. Особо следует отметить способ воздействия запрещенным контентом. Ребенку могут показывать порнографические материалы, нанося ущерб психике, так как изображенное со временем перестанет восприниматься ребенком как аморальное поведение. Угроза нового времени – так называемые группы смерти. И хотя обычно создателями таких групп являются сами подростки (цель – «хайп», жажда острых ощущений, желание доминировать и управлять другими), в подобных группах создается благоприятствующая атмосфера для культивирования суицидальных намерений. Сегодня не только дети могут стать жертвами кибер-преступлений, но и сами быть непосредственными участниками, забывая об уголовной ответственности, которая может их ожидать. Одним из видов таких преступлений является Сватинг – заведомо ложный вызов полиции, аварийно-спасательных служб, путем фальшивых ложных сообщений об опасности (например, о минировании, убийствах, захвате заложников). Стоит отметить, что ответственность за это преступление наступает с 14 лет. Наказание – штраф, арест, ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет. В случае, если сообщившему о ложном минировании, не исполнилось 14 лет, наступает административная ответственность родителей, а ребенка ставят на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. (ред.) Также пользуясь интернетом, дети могут начать посещать сайты различной тематики, в том числе и хакерской, где можно скачать и научиться пользоваться вредоносным программным обеспечением для получения несанкционированного доступа к аккаунту пользователей. За совершения данного рода правонарушений предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок. Существенную часть своей жизни современные дети и подростки проводят в интернете, а значит без базовых знаний в области кибербезопасности им, как и взрослым, не обойтись. Чем раньше начать прививать навыки безопасного взаимодействия с виртуальной средой, тем прочнее они усвоятся. И станут такими же естественными, как мытье рук. Советоваться с родителями. Если ребенок хочет зарегистрироваться на каком-либо сайте, создать профиль в социальной сети и выложить свои фотографии, лучше перед этим посоветоваться с родителями. Взрослый человек сможет лучше проанализировать ситуацию и понять, опасен ли сайт, а также помочь выбрать снимки, которые можно выложить на всеобщее обозрение. Установить дистанционный контроль. Функция «родительского контроля» – это и как специализированное ПО, так и услуги провайдера, которые включает в себя стандартный набор функций. А именно: ограничение времени нахождения ребенка в сети; ограничение времени пользования компьютером; возможность создания графика с допустимыми часами работы в течение дня; блокировка сайтов с запрещенным контентом; ограничение на запуск приложений (например, игр и иных приложений) и установку новых программ; Беречь личные данные. Даже если ребенок думает, что хорошо знает человека, с которым общается онлайн, не нужно рассказывать подробности о себе и о родителях. Номер телефона, адрес, номер школы и класса, место работы родителей и их график, время, когда в квартире нет взрослых, а также данные из документов, номера банковских карт – такую информацию ни в коем случае нельзя передавать другим людям.

Не делиться информацией о знакомых. Правило, приведенное выше, распространяется и на других людей. Не нужно рассказывать про друзей и одноклассников, сообщать, где они живут и учатся, какие кружки посещают. Нельзя показывать их фотографии – ни выкладывать их в своих профилях в социальных сетях, ни тем более в частной переписке. Если хочется выложить групповое фото с праздника или тренировки, сначала стоит обсудить это с теми, кто изображен на снимке. И лучше, если они сообщат родителям, что такое фото публикуется в интернете.

Фильтровать информацию. Мошенники активно используют интернет в своих интересах. Они могут обманывать людей и манипулировать ими, давя на жалость или страх. Поэтому надо научиться скептически относиться к любой информации, размещенной в интернете, и не доверять слепо всему, что там пишут. Игромания. Рекомендации родителям
Игромания (патологическая зависимость) — чрезмерное увлечение азартными играми (лудомания) или зависимость от компьютерных игр. Игра как таковая в детском возрасте является необходимым компонентом полноценного развития ребенка. В игре путем моделирования жизненных ситуаций ребенок познает окружающий мир, и это не представляет собой какую-либо опасность в отношении развития психической или, того больше, физической зависимости. Игры, распространенные внутри взрослой жизни, отличаются от детских. Азартные игры (карточные игры, рулетка и т.д.) предполагают получение материального дохода, поэтому многие взрослые начинают ими увлекаться. Однако они не осознают, что жажда получения все большего и большего выигрыша с каждой новой игрой или партией становится все более сильной. Этиология игровой зависимости Классический сценарий быстрого развития игровой зависимости таков: человек, только что познакомившийся с той или иной игрой, практически тут же становится обладателем крупного выигрыша. Подавляющее большинство людей в данном случае не принимают решения остановиться на этом, а продолжают делать ставки с целью обрести еще больший доход. Это, в конце концов, приводит к исчезновению как выигрыша, так и начального капитала. Горький опыт не служит поводом прекратить пагубное увлечение азартными играми. Наоборот, проигрыш разжигает еще большее желание возместить потерю, и человек продолжает играть в ущерб себе. Такой особенностью психического поведения по отношению к азартным играм большинства людей пользуются игорные дома и казино. Они зачастую специально сразу дают новичкам выиграть, чтобы у тех возникло желание играть дальше и дальше ради еще большей прибыли. В итоге такие игроки покидают игорное заведение ни с чем. Игромания в своем классическом проявлении сопровождается отстраненностью человека от окружающего мира. На первый план выходят проблемы игры, в связи с которыми нередким признаком является ухудшение общего состояния: головные боли, бессонница, частые беспричинные перепады настроения, отказ от пищи. Зависимые от той или иной игры после проигрыша стремятся всеми силами добыть средства для дальнейшего участия в ней. При этом в ход вступают займы и различные преступные действия. Такое поведение сближает игроманов с настоящими наркоманами. Еще большее сходство заключается в том, что сам процесс игры облегчает общее состояние человека, приносит ощущение эйфории и настоящего удовольствия. Игромания как заболевание уже сравнительно давно замечена психиатрами и рассматривается ныне как одна из сильных психологических зависимостей из числа уже известных клиницистам. Выделены ряд признаков, указывающих на наличие игровой зависимости: ·         частое участие в игре и добывание денег для нее; ·         частое участие в игре с денежными ставками, гораздо более     продолжительное по времени, чем планируемое; ·         потребность увеличить размер или частоту ставок, чтобы получить реальную возможность получить выигрыш; ·         беспокойство или раздражительность, если игра срывается или идет неудачно; ·         повторная потеря денег в игре и взятие их взаймы, чтобы отыграть потерянные материальные средства; ·         неоднократные неуспешные попытки уменьшить или прекратить участие в азартных играх; ·         учащение игры в ситуациях, когда грозит необходимость отдать долги или выполнить какие-либо обязанности, требующие вложения финансовых средств; ·         принесение в жертву некоторых важных социальных, профессиональных или увеселительных мероприятий ради игры; ·         продолжение игры, несмотря на неспособность заплатить растущие долги, или несмотря на другие важные социальные, профессиональные и юридические проблемы, которые будут возникать из-за игры. Играющий человек осознает при этом возможные негативные последствия в случае проигрыша или самого желания игры в целом. Диагноз «игровая зависимость» может быть выставлен, если из девяти перечисленных выше критериев имеются четыре. Подросток и игромания В подростковом возрасте продолжается развитие личностных структур, эмоционально- волевой, мотивационно-потребностной сфер. Этот возраст можно назвать переходом из детства во взрослую самостоятельную жизнь. Но этот период характеризуется эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настро­ения, гормональной перестройкой организма. Бурные эмоциональные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отноше­нием к окружающим, попиранием авто­ритетов.
Повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе.
Потребность в общении — желанием уединиться; развязность соседствует с застенчивостью; романтизм, мечтательность, возвышенность чувств, нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью; искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью. Факторы, способствующие развитию игровой зависимости у подростков: отставание в психическом развитии; повышенная активность и различные отклонения в поведении; нарушенные внутрисемейные отношения; отсутствие адекватного эмоционального контакта с родителями или значимыми другими лицами; нейтрально попустительское отно­шение к азартным играм в семье; низкая мотивация к продуктивной деятельности; стереотипная модель получения удовольствия без особых усилий; переоценка роли денег в жизни. Подросток охотно заменяет реальный мир на иллюзорный, если настоящая действительность не отвечает его представлениям и ожиданиям. В иллюзорном мире все проще: ты успешен, богат, красив, востребован и не прикладываешь к этому особых усилий. Возвращаться в мир реальный и достигать цели, преодолевая трудности, подростки порой не хотят, да и не всегда умеют.

Последствия игромании 1.     Потребность играть становится частой, поскольку игра приносит удовольствие, и первые выигрыши окрыляют, вселяя «надежду» на то, что так будет всегда. 2.     Мысли и поведение человека направлены только на одно: раздобыть денежные средства для того, чтобы пойти играть. 3.     Пренебрежение другими интересами ради возможности пойти поиграть. 4.     Структурирование дня под игру. Освобождается время для игры за счет семьи, работы, учебы. 5.     Вся жизнь превращается в ожидание игры и добычи для этого материальных средств. 6.     Человек становится похож на «биоробота», своеобразного «наркомана», реализующего одну единственную примитивную задачу, — удовлетворить патологическое влечение к азартной игре. Психологический портрет игрока Человек испытывает постоянную нехватку денег. Выносит из квартиры вещи, золото, ап­паратуру. Экономит на необходимых вещах, хотя явно деньги у него имеются. Раздражается и грубит в случаях отсутствия доступа к компьютеру, игровому залу. Теряет интерес к своему внешнему виду (не соблюдает личную гигиену). 10 советов родителям подростков: 1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых, и постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше. 2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь, и не бояться насмешки или пренебрежения. Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «Все зависит от меня, во мне – причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя». В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. 3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Привлекают также умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину, а мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки… Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. 4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка. Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе. И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает. 5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! Как в этот краткий промежуток вместить разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет. 6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно. То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, все – помощника лишились навсегда. 7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретные Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время, не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. 8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем Как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь. Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится. 9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других. 10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку

ПОКОЛЕНИЕ, ПОДКЛЮЧЕННОЕ К СЕТИ

Изображение
Изображение

ы когда-нибудь задумывался, что такое деньги? В Беларуси — это денежные знаки в виде банкнот. Ты, как гражданин, можешь вступать в различные имущественные отношения, но для этого должен обладать правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается смертью, а вот дееспособность ограничена возрастом и возникает в полном объеме с 18 лет, за исключением двух случаев:
1. эмансипация (если тебе уже 16, и ты работаешь по трудовому договору или занимаешься предпринимательской деятельностью, то, с согласия своих родителей и органа опеки и попечительства получаешь полную дееспособность, т.е. можешь вступать в любые не запрещенные законом имущественные отношения);
2. ты вступаешь в брак до достижения 18 лет.
Если эти варианты досрочного достижения полной дееспособности тебе не подходят, то придется довольствоваться тем, что закреплено в законодательстве.
Итак:

1. до 6 лет всеми твоими действиями руководят родители (опекуны);
2. от 6 до 14 лет, ты наделяешься некоторыми возможностями:
а) ты можешь совершать так называемые мелкие бытовые сделки (например, купить, хлеб, молоко или книгу, т.е. совершить покупки, направленные на удовлетворение твоих потребностей в еде, одежде, и не связанные с большой тратой денег).
б) ты можешь совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если говорить проще, то можешь получать подарки от дедушки, бабушки, родителей (опекунов) по договору дарения.
в) родители могут передать тебе деньги, чтобы ты расплатился, например, за коммунальные платежи, за ремонт обуви, т.е. ты можешь распоряжаться деньгами только по поручению родителей (законных представителей).
Имущественную ответственность за твои действия или за вред, причиненный тобой (например, если ты разбил окно в школе) несут твои родители (законные представители) либо, если тебе не исполнилось 14 лет, работники образовательного учреждения. Ну а какую ответственность перед родителями будешь нести ты, решать уже им.
3. от 14 до 18 лет ты можешь делать то же самое, что и до 14, а также:
а) распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
б) получать вознаграждение за авторство произведений науки, литературы, искусства;
в) вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
г) по достижению 16 лет, ты можешь стать членом кооператива.
Имущественную ответственность за свои действия несешь самостоятельно, так что действуй разумно. А если ты будешь расходовать свои деньги не правильно (например, тратить в игровых автоматах), твои родители (законные представители) через суд могут ограничить или даже лишить тебя права распоряжаться своими доходами.
Итак, чтобы тратить деньги, необходимо совершать определенные сделки — действия, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей; когда сделки заключают двое или больше лиц, они называются договорами.
В законодательстве предусмотрено множество видов договоров, но самым распространенным является договор купли-продажи, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар, а другая сторона (покупатель) обязуется принять этот товар и уплатить за него цену. Т.е., например, покупка, хлеба в магазине — это договор купли-продажи. Но не все так просто, твои права, как покупателя могут быть нарушены, например, в случае продажи молока с истекшим сроком годности. В таких случаях на помощь приходит закон «О защите прав потребителей».
Какие же права предоставляет этот закон?
1. Покупатель может потребовать от продавца любую информацию о предлагаемом им товаре, работе, услуге. Это значит, что ты можешь узнать страну производителя товара, цену, срок годности, гарантийный срок, если он установлен, правила безопасного использования товара и т.д.
2. Если купленный товар причинил вред твоему здоровью, последний подлежит возмещению в течение установленного срока годности (возмещается продавцом или изготовителем), а если этот срок не установлен, то в течение 10 лет (возмещается изготовителем). 
Если тебе попался плохой товар, то, в соответствии с законом, существуют следующие варианты поведения:
1. потребовать заменить его товаром надлежащего качества (продавец обязан его заменить в течение 7 дней со дня предоставления тобой требований, при необходимости дополнительной проверки товара, то в течение 20 дней);
2. потребовать уменьшить соразмерно покупную цену товара;
3. добиться безвозмездного устранения недостатков;
4. получить возмещение своих расходов на устранение недостатков (в течение 10 дней исполняется продавцом).
Если все перечисленное выше тебя не устраивает, можно просто потребовать от продавца, чтобы он вернул деньги за плохой товар (в течение 10 дней).
Все эти требования можно предъявлять, если они обнаружены в течение гарантийного срока товара или срока годности, а если таковые отсутствуют, то в пределах двух лет.
Итак, деньги можно тратить на различные товары, но есть еще и другой способ распоряжения ими — положить их в банк по договору банковского вклада, под проценты, в результате чего сумма, положенная тобой, увеличится.
Договор банковского вклада может быть заключен только в письменной форме. Она считается соблюденной, когда на руки тебе выдадут сберегательную книжку или депозитный сертификат. Эти документы могут быть выданы как на имя определенного лица, либо на предъявителя.
Для того, чтобы сделать вклад в банк, необходимо:
1. иметь при себе документ, удостоверяющий личность (паспорт, паспорт моряка, дипломатический паспорт, водительское удостоверение и т.п.);
2. внести определенную денежную сумму;
3. достичь 14 лет.
Если ты не достиг этого возраста, то можешь заключить договор банковского вклада только с письменного согласия родителей, либо при личном присутствии родителей в банке. Если твои родители разведены, то согласие дает тот, с кем ты вместе проживаешь.
Кроме того, сами твои родители (опекуны, попечители) могут открыть вклад на твое имя, и, например, указать возраст, с которого ты сможешь распоряжаться деньгами по этому вкладу.
В банках тебе могут предложить различные виды вкладов, в которых ты можешь запутаться, поэтому, если решишь сделать вклад, можешь обратиться к сотрудникам банка с просьбой о консультации по всем вопросам, связанным со вкладом, процентной ставкой по вкладу и т.п.


Если вдруг у тебя возникнут какие-либо вопросы о применении норм трудового законодательства, ты всегда можешь обратиться с вопросами, и Мы постараемся тебе помочь.