1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8-9 классы: уточнение образовательного запросов ходе факультативных занятий; групповое и индивидуальное консультирование с цель. Выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентирам.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Профориентационная работа у нас не останавливается на 11 классе, а продолжается и после окончания учащимися школы. Классные руководители в августе – сентябре с целью изучения дальнейшего жизненного пути выпускников выясняют, в какой мере реализовались профессиональные намерения учащихся, какие обстоятельства стали препятствием их осуществления. С этой целью собирается следующая информация о каждом выпускнике: что он сейчас делает (учится, работает, работает и учится, не работает и не учится); в какое учебное заведение поступил учиться; если не поступил, то по какой причине (не прошел по конкурсу, передумал, по состоянию здоровья, др. причины). Если собирался работать, но не работает, то по какой причине; нравится ли обучение или место работы по избранной специальности; собирается ли менять место работы, учебы; состоит ли в службе занятости, если не работает и т.п.
Эти собранные сведения о выпускниках являются одним из критериев, которые способствуют совершенствованию работы в районе и отдельных педагогических коллективов по оптимизации образовательного, воспитательного и профессионального процессов.
В результате проделанной работы на каждом этапе при выборе будущей профессии ученики оказываются в зоне оптимального выбора, когда они самореализованы как личность, т.е. осознанно подходят к выбору профессии, отвечающей их способностям, интересам, а также обязательно учитывают востребованность и перспективы своей будущей профессии на рынке труда.